(812) 952 33 62 mail@1lines.ru Улица Курская, д. 21 лит. Б, офис 1

В музее Бенуа проходит выставка «Российские государственные деятели в литографированных сериях XIX века»

19 мая 2014

С 15 мая по 28 июля 2014 года в Музее семьи Бенуа (Петергоф) работает выставка гравюр из собрания Ю.С. Варшавского.

Представленные на выставке эстампы созданы в разное время художниками Г. Гиппиусом и А. Мюнстером и принадлежат двум обширным сериям литографированных портретов. Среди них — портреты героя войны 1812 года графа М.А. Милорадовича, министра финансов графа Д.А. Гурьева, государственного деятеля и реформатора М.М. Сперанского. Листы являются частью коллекции русского гравированного портрета, собранной потомственным коллекционером Ю.С. Варшавским и переданной в дар музею-заповеднику "Петергоф".

Создание специальной галереи портретов участников войны 1812 года в Зимнем дворце послужило мощным импульсом для создания серий гравированных и литографированных портретов современников. Прежде всего, это были портреты военных деятелей, выполненных по оригиналам портретов Дж. Доу. Но затем интерес обратился к политическим деятелям. В 1822 году вышла в свет серия портретов Г. Гиппиуса, запечатлевшая современников — государственных деятелей, писателей, художников. Это было первое издание подобного рода в России. Кроме того, впервые для такой масштабной сюиты использовалась новая техника литографии.

Идея оказалась плодотворной, и в середине XIX века ее воплотил в жизнь другой издатель, работавший в Санкт-Петербурге — А. Мюнстер. Профессиональный художник, литограф Академии Наук, он также использовал технику литографии для создания более масштабной по размерам серии (с момента выхода первых портретов, издатель начал планировать расширение ряда представленных личностей обращением и в прошлое).

Литография стала к этому времени более совершенной технологией репродуцирования теперь уже не только рисованных и живописных, но и фотографических оригиналов. Литографированные оригиналы стали значительно лучше по художественным качествам, но во многом потеряли эмоциональную наполненность оригинального художественного произведения.