(812) 952 33 62 mail@1lines.ru Улица Курская, д. 21 лит. Б, офис 1

Валдай


      Город Валдай, расположенный на берегу одноименного озера, — сравнительно молодой. Исторически это объясняется тем, что в средние века основные речные и сухопутные дороги на востоке нынешней Новгородской области пролегали в стороне от Валдайского озера — по рекам Явонь, Шлина, Мста, Полометь, по озеру Селигер. Там и возникли древние центры торговли и ремесла.

     В 1460–1470-х годах деревенька Валдайское Селище — предполагаемая предшественница будущего города — насчитывала всего два двора. В них жили крестьяне Яков Демехов и его сын Клим. Они пахали землю, держали скот и отдавали своему господину пятую часть урожая и в год гривну деньгами (примерно столько стоили три барана). По преданию, Яков и Клим жили на берегу залива Цынарёва Лука. Впрочем, достоверных данных на этот счет нет. Валдайское Селище входило в состав Короцкого погоста. До присоединения Новгорода к Москве у погоста Короцко, за одноименным озерком, стоял летний дом владельца этих мест Василия Есифова — представителя одной из богатейших боярских фамилий, занимавшего в администрации Новгородской феодальной республики высокий пост степенного тысяцкого (степень — помост на вечевой площади). В его руках находились торговый суд и все гостиные (купеческие) дела. Село Короцко ныне расположено рядом с городом Валдаем. Погостом оно называлось до начала прошлого века. Здесь сохранилась каменная церковь Покрова, построенная в 1825 году.

     В XV веке стали постоянными связи между Москвой и Новгородом, участились поездки через Новгород за границу. Установилось регулярное сообщение со станциями, где сменяли лошадей, и постоялыми дворами. Эти станции назывались ямами — от татарского дзям, то есть дорога. В конце XV — начале XVI века летний ямской путь от Вышнего Волочка до Новгорода пролегал по реке Мсте, и те, кого называли ямщиками (как это ни странно звучит сегодня), ведали приемом путников, обеспечивали их лодками, гребцами и рулевыми. Более прямой зимний (санный) путь проходил по льду Валдайского озера от деревни Станки к самому высокому холму — Зимней горе. Затем была проложена сухопутная дорога вокруг озера, около которой и стало расти село Валдай. С 1573 по 1584 год число дворов в нем увеличилось с 40 до 94. Признаком значительности села во второй половине XVI века служила построенная в нем деревянная церковь Параскевы с колоколенкой о шести столбах.

     После основания Петербурга (1703 г.) и превращения его в столицу России была приведена в порядок грунтовая дорога от Москвы до берегов Невы. Через Валдай с утра до вечера двигались обозы, повозки, мчались тройки, шли войска. В селе открывались постоялые дворы, трактиры, харчевни. Оживились торговля, ремесла. Большим спросом пользовались валдайские баранки. Их продавали даже на волжских пристанях.

     28 мая 1770 года согласно указу Екатерины II село Валдай было учреждено городом. Вскоре был образован и Валдайский уезд.  Новый город вначале насчитывал примерно 2 тысячи жителей. Здесь действовало около полусотни кузниц, сосредоточенных в районе нынешнего сквера у школы-интерната на Молотковской улице. Кузнецы не только выручали из беды проезжих, когда ломался экипаж или лошадь теряла подкову. Из привозного железа ремесленники делали на продажу сошники, серпы, топоры, заступы, домашнюю утварь. В кузницах зародилось и литье колокольчиков.

    Поэтическая легенда связывает начало колокольно-литейного дела в Валдае со временем присоединения Новгорода к Москве. Будто бы, когда вечевой колокол господина Великого Новгорода везли в столицу, он где-то у Валдая упал с воза, скатился с кручи и рассыпался на множество маленьких колокольчиков.

     Зарождение колокололитейного производства относится к концу XVIII века. Сохранились колокольчики с надписью и датой Мастер Филип Терской в Валдае 1802. Видимо, он первым начал указывать на изделиях год выпуска и свое имя. Валдайский колокольчик навсегда остался в народной памяти благодаря песне на словапоэта-декабриста Ф. Н. Глинки:

Вот мчится тройка удалая
Вдоль по дорожке столбовой,
И колокольчик, дар Валдая,
Звенит уныло под дугой.

    Набор колокольчиков и бубенцов назывался ямщицкой гармонью. Основной колокольчик на дуге имел один голос, рядом висели подобранные в тон ему два подпевалы, Мелким звоном рассыпались семь или девять бубенчиков. Маленькие валдайские колокольчики известны целой России по своей прочности, звонкости и неизменной надписи: Кого люблю, того дарю.-Лит в Валдае — так сказано в первом томе Описания Российской империи в историческом, географическом и статистическом отношениях, который вышел в свет в 1844 году. Любопытно, что надписи Валдай, Дар Валдая есть и на колокольчиках, сделанных в некоторых других губерниях. Валдайская марка гарантировала мастерам лучший сбыт их продукции…

     В Валдае отливали не только поддужные колокольчики да бубенцы, но и большие колокола весом до двух тысяч пудов. Известны заводы купцов Смирнова и Митрофанова, основанные в 1816 году. В 1840-х годах на трех колокольных заводах города трудились 50 рабочих. Продукция общей стоимостью более 10 тысяч рублей в год сбывалась в Петербурге и на ярмарках.

    Дорога между Москвой и Петербургом в 1817–1834 годах стала первой в России дорогой с твердым покрытием — ее вымостили камнем, сделав при этом прямее и короче. Оживленное движение продолжалось. Однако в 1851 году открылась Николаевская (ныне Октябрьская) железная дорога, которая приняла на себя пассажиров и грузы, ранее следовавшие по тракту. Торговля, ремесла, промыслы в Валдае быстро пошли на убыль. А тут еще пожары — только в 1854 году сгорело 256 домов, или около третьей части всех жилых строений. С 1858 по 1910 год население Валдая уменьшилось вдвое.

    Колокололитейное производство, однако, не прекратилось, правда, больше стали выпускать колоколов пожарных, театральных, сигнальных. Наибольшую хватку в борьбе за рынки сбыта и привлечение заказчиков проявили купцы Усачевы. Они рекламировали свой товар в газетах, брали на себя доставку колоколов и их подвеску. В отдельные годы завод Усачевых выпускал продукции на 10–17 и даже 40 тысяч рублей. На железнодорожной станции Валдай (линия Бологое — Псков открыта в 1897 году) Усачевы поставили киоск, где продавали всевозможные колокольчики и бубенцы как сувениры. Колокола, сработанные валдайскими литейщиками, пользовались спросом в нашей стране и за рубежом. Они звонят на соборах Венеции, Флоренции, Нью-Йорка. Их можно встретить также в Болгарии, Греции, Румынии, Чехословакии, Югославии и других странах. Завод Усачевых действовал без перерыва до 1917 года. Затем литье колоколов возобновилось во время нэпа. Прекратилось оно в 1927 году.

    Своеобразными памятниками истории Валдая как центра ремесла и торговли служат наименования некоторых его старых улиц. Так, основное орудие труда кузнецов — молоток — увековечено в названии Молотковской улицы. Место ярмарок и вообще торговли — Гостиное поле — не забывается благодаря проложенной по соседству с ним Гостинопольской улице. Интересны постройки в историческом центре города. Таковы, например, купеческие дома на нынешней Народной улице. Когда-то здесь тянулся посад — средоточие постоялых дворов, магазинов, трактиров. 

    Рядом, на пригорке в городском парке, стоит церковь Екатерины, построенная в 1793 году по проекту известного зодчего Н. А. Львова. Это здание представляет большой интерес как архитектурный памятник русского классицизма. Форма церкви — ротонда. Стройные колонны обступают основной цилиндрический объем, образуя красивую открытую галерею. Нижняя часть постройки — высокий цоколь. В наше время в здании размещается Валдайский музей колоколов.

    Много памятных мест Валдая связано с героическими днями Великой Отечественной войны. В середине сентября 1941 года Советская Армия остановила наступление гитлеровских войск в нескольких десятках километров от города. В память об этом событии в Валдае сооружен памятник, описание которого содержится в автобиографических записках советского поэта Михаила Матусовского Семейный альбом:

    …Ветераны северо-западники по праву гордятся тем, что их фронт первым в истории Великой Отечественной войны к югу от озера Ильмень решительно остановил наступление врага, и с тех пор гитлеровцы не смогли здесь сделать вперед ни шагу. А ведь, что там говорить, им очень хотелось пробиться на Бологое и таким образом отсечь Москву от Валдая самое обыкновенное семидесятишестимиллиметровое орудие, стрелявшее тогда прямой наводкой по наступающему врагу. Для этого скромного в своей солдатской простоте памятника я написал несколько строк:

    Здесь, на земле валдайской, в сорок первом, войска Северо-Западного фронта, отстаивая каждую высотку, в воде по грудь, в болотах по колено, остановили полчища фашистов, здесь каждый день мы совершали подвиг, здесь крепли наше мужество и сила, здесь зрели зерна будущей победы. Я надеюсь не на поэтическую прочность этих строк, а на твердость и долговечность материала, на котором они насечены. Активная оборона советских войск сорвала и другие попытки врага захватить Валдай. До изгнания фашистов из Новгородской области город оставался местом дислокации штабаСеверо-Западного фронта, базой партизанских соединений.

    Священным местом стал сквер Героев на площади Свободы, где горит Вечный огонь. Здесь покоятся прославленные командиры 2-й и 3-й Ленинградских партизанских бригад Герои Советского Союза подполковник Н. Г. Васильев (на валдайской земле прошла его комсомольская юность) и майор А. В. Герман. На их могилах установлены памятники. В сквере погребены командующий артиллерией Северо-западного фронта генерал-лейтенант П. М. Белов; погибший в воздушном бою над Валдаем в 1942 году летчик майор Н. В. Терехин; второй комиссар по продовольствию Валдайского уезда И. Н. Николаев, павший от руки кулаков в 1918 году.

    Вошла в историю Великой Отечественной войны маленькая деревенька Плав, что стоит на берегу озера Шлино. В этих местах в апреле 1942 года упал в лес подбитый самолет Алексея Маресьева. В двух километрах от деревни, на месте встречи раненого летчика с деревенскими парнями Александром Вихровым и Сергеем Малиным, установлен памятный грибок. 

    Географическое положение Валдая, от которого зависело его развитие в далеком прошлом, оказывает влияние на жизнь города и в настоящее время.


Ближайшие экскурсии

Направление Дата Длительность Свободно Стоимость
Валдай 24 февраля 14 часов > 20 мест 1590 Подробнее
Оставьте свой комментарий





Комментарии пользователей

  1. Юлия

    Санкт-Петербург

    19.09.2016 11:24

    Ездили на экскурсию на Валдай. Это четвёртая поездка с Первыми линиями. Водитель Александр-профи. Марина-экскурсовод, как всегда прекрасна. Гид на Валдае-Татьяна Владимировна, просто поразила, увлекла повествованием, даже сыграла на колоколах в музее колоколов.
    Небольшое предостережение: несколько человек с экскурсии отравились в местных кафе, мне это стало известным после того, как я написала свой негативный отзыв в контакте, не связанный с самой экскурсией и мне написали другие люди.
    Хороший вам путешествий!
  2. Наталья

    Санкт-Петербург

    10.05.2016 11:10

    Здравствуйте! Мы ездили на экскурсию на Валдай 08.05.2016г.(Это не первая поездка от Вашей фирмы). В целом, все прошло хорошо. Замечательные, красивые места. Экскурсии в монастырь и местные музеи-интересно. Только Музей Колоколов - очень уж маленький. Расстроила обратная дорога, странное отношение к пассажирам водителя нашего автобуса (Номер 359) и сопровождающей Елизаветы. Очень была жаркая погода - в районе 23х-25ти градусов. В автобусе не работали кондиционеры. Кто должен проверять исправность автобусов перед рейсом? Было ОЧЕНЬ душно.Елизавета не признавала неисправность кондиционера. Мы попросили открыть люки. На что получили категорический отказ:"Водитель не остановит автобус, а пассажирам нельзя вставать с мест." То есть, мы должны были терпеть и задыхаться. Мы три раза связывались с фирмой и просили разрулить ситуацию. Только после третьего звонка водитель остановил автобус, демонстративно открыл люки, сделав большое одолжение, и сказал: " Теперь вам еще хуже будет". Считаю поведение водителя и сопровождающей полным неуважением к пасссажирам. Мы платим за услуги, за комфорт в поездке. Мы едем отдыхать, а не скандалить. Почему и здесь мы должны воевать и отстаивать с боем свои права!!!???
  3. Вадим

    Москва

    09.11.2015 15:11

    Народ подскажите,а на озере Валдай,подняли фашистский самолет?ps бывал на Валдае лет этак 20 назад,с отцом ездили на рыбалку,но до сих пор помню заводь на озере,а на дне самолет,подступы к нему были очень не удобные и вроде как поднять не могли тогда.Очень интересно 1222553@gmail.comСпасибо.
  4. Ксения

    Санкт-Петербург

    16.08.2015 14:51

    Ездили на экскурсию 15.08.15.Эта наша третья поездка с "Первыми линиями".Автобус 776.Гид,к сожалению не запомнила имя провела блестящую экскурсию по трассе,рассказывала про каждый проезжающий поселочек,почему так назван,историю и др.Водитель вел профессионально и мы даже прибыли обратно чуть раньше заявленного времени.Гид на Валдае Евгений тоже рассказывал всё очень интересно и познавательно.Осталось свободное время и мы посетили кафе,которое нам посоветовали.Спасибо!
  5. Татьяна

    Санкт-Петербург

    05.05.2015 00:16

    1.05.15 ездили на экскурсию Валдай-Боровичи-Кончанское с гидом Викторией П.(извините полностью фамилию не запомнила),она нам очень много, интересно и не навязчиво рассказывала в дороге,все прекрасно организовала.Огромное ей спасибо!!!
  6. Карина

    Moscow

    12.02.2015 13:43

    За статью огромная благодарность, все по делу.
  7. Первые Линии

    Санкт-Петербург

    20.12.2014 14:19

    Добрый день.Экскурсии на мартовские каникулы будут.
  8. Наталья

    Санкт-Петербург

    18.12.2014 20:19

    Будут ли двух дневные экскурсии в Новгород на 8 марта. Были в Псков-Пушгород понравилоясь
  9. А. В. Караваева

    Санкт-Петербург

    12.10.2014 09:25

    Позвольте поблагодарить сотрудников Компании "Первые Линии", работавших для нас 11 октября на экскурсии по Валдаю. Спасибо за мастерство гида, профессионализм водителя, увлечённость местного экскурсовода и особенно ОГРОМНОЕ СПАСИБО нашей сопровождающей Миле!! Сколько обоняния, такта, внимания и терпения. Впрочем, как и всегда - прекрасная поездка с вашей турфирмой. Всех вам благ, удач и здоровья.
  10. Мария

    Санкт-Петербург

    30.04.2014 12:18

    ездили на Валдай 26 апреля. Экскурсовод Тамара и сопровождающая Даша- просто чудесные! получили массу удовольствия от общения с ними, надеюсь, в следующую поездку попадём с ними..
  11. Лидия

    Санкт-Петербург

    15.10.2013 18:40

    ездила на экскурсию 13 октября...молодцы ПЕРВЫЕ ЛИНИИ..организация на уровне..никаких сбоев и срывов..продуманы мелочи вроде сбора мусора...угостили кофе с кексиками...экскурсовод Виктория- СПАСИБО! экскурсовод в музее колоколов-это целый спектакль...а еда-не самое главное (можно взять что-то с собой, можно в кафе заглянуть) В целом - очень положительные эмоции!СПАСИБО
  12. Ольга Сурикова

    Санкт-Петербург

    14.10.2013 17:00

    Вчера-13.10.2013 путешествовали в Валдай. Большое спасибо всем сотрудникам компании " Первые линии", а особенно водителю - Эдуарду, сопровождающей - Наташе, замечательному экскурсоводу- Виктории. Ваши высокие профессиональные и человеческие качества на протяжении всей поездки позволили получить мне- как туристу много приятных впечатлений. Хочется отметить также великолепную работу экскурсовода в Валдае- Яковлевой Надежды Петровны.Это и работой назвать сложно, в музее колоколов мы стали зрителями чудесного моно-спектакля в ее мастерском исполнении.Интересная информация,форма подачи материала, великолепный русский язык, певучая, богатая интонациями речь, не могли оставить меня равнодушной, я была искренне удивлена в хорошем смысле , что профессионалы такого высокого уровня работают в провинциальных музеях.Успехов и процветания всем!Благодарю!
  13. Первые Линии

    Санкт-Петербур

    02.07.2013 17:15

    Надежда, добрый день.Спасибо за Ваш отзыв. Мы уточнили у гида и сопровождающего произошедшее.Из-за ливня многие кафе действительно были затоплены, но группа нашла работающее кафе в предоставленное свободное время. Часть группы осталась в автобусе пережидать дождь. Что касается водителя, то он не принимает решения о времени отъезда, пути следования. Дополнительные остановки на трассе мы не делаем, потому как должны выдерживать определенный график.
  14. Надежда

    Санкт-Петербург

    02.07.2013 15:45

    Ездили на экскурсию 30.06. Экскурсоводы были замечательные. Но организация ужасная.Из-за грозы все кафе были закрыты.И мы сидели голодные в автобусе высиживая положенное время до отправления. На наши просьбы уехать пораньше и пообедать в кафе на трассе водитель смеялся и говорил, что он " с осени закормлен.."