Мирожский монастырь

Идентификатор достопримечательности: #6

Спасо-Преображенский Мирожский Завеличский монастырьэто монастырский комплекс XII века, знаменитый благодаря единственным на Руси по степени сохранности домонгольским фрескам соборного храма. Находится во Пскове, при впадении реки Мирожи (откуда и получил своё название) в реку Великую.

Спасо-Преображенский Мирожский монастырь был основан новгородским архиепископом Нифонтом в XII веке. Начиналось все с возведения Собора Спаса Преображения. Возводили его поэтапно, при этом первоначальный архитектурный замысел постепенно менялся.

Первооткрывателем уникальных фресок собора стал археолог, реставратор и историк искусств В.В. Суслов. Впрочем, вскоре указом Синода для «восстановления» фресок была приглашена артель владимирских иконописцев, которая в 1900-1901 годах промыла древние росписи, а затем переписала их «в древнем стиле», сохранив только подлинную иконографию сюжетов.

В 1920-х годах началось новое раскрытие фресок, однако до сих пор от поновления начала ХХ века освобождены лишь около половины из них.

На протяжении столетий собор неоднократно менял внешний облик. В XVI веке к его западному фасаду пристроили паперть со звонницей, традиционную для псковской архитектуры, а позднее, в XVII-XVIII веках собор получил четырехскатное покрытие, которое закрыло нижнюю часть барабана купола и его окон. Это изменило контуры купола, кроме того, его шлемовидная глава была заменена на луковичную.

В настоящее время лишь восточный фасад Спасо-Преображенского собора, который выходит на берег реки Великой, отдалено напоминает храм XII века - грунт вокруг постройки уже вырос примерно на два метра, что придает ей приземистый вид.

Архитектурный ансамбль Спасо-Преображенского Мирожского монастыря, признанного памятником истории и культуры федерального значения, включает в себя - помимо Собора Спаса Преображения - также Стефановскую церковь (возведена в XVII веке на месте постройки, датировавшейся 1406 годом); колокольню и братский корпус (XVII-XIX вв.); братские кельи (XVIII-XIX вв.); настоятельский корпус (XVIII-XIX вв.).

Ансамбль взят под государственную охрану как памятник республиканского значения.